Главный вопрос июля: как выбрать специальность будущему айтишнику?
«Завтра буду уже нести документы в ВУЗ на поступление, и меня тревожит вопрос насчёт специальности: выбор между «Программной инженерией» и «Компьютерными науками и технологиями». Может кто-то из вас учится/учился на этих спец? Какая востребована больше?»
«Программная инженерия, информационные технологии, прикладная информатика, Управление в технических системах. Что вообще тут лучше?»
Судя по активности в соц сетях и на тостере — очень актуальная тем, её обсуждают прямо сейчас.
Второй по актуальности, по моей личной оценке — вообще нужность или ненужность высшего образования. Молодые люди начитались разгромных статей о качестве преподавания и потере времени.
Третий вопрос такой:
«Надо за август — сентябрь научиться до уровня, на котором я мог бы легко претендовать на позицию Junior. Думаю это реально, в принципе я уже по не по одному кругу мусолю основы. Скорее всего вы скажите что все зависит от меня). Собственно меня интересуют какие требования сейчас предъявляют в российских компаниях на позицию Junior Web Developer, и то же самое ли это что и простым языком — верстальщик, вообще с чего обычно начинают свою работу новые специалисты?(про новых специалистов, я имею ввиду средне-статистических а не гениев, которые с 19 лет работают Ruby on Rails в Берлине )«.
Три актуальных вопроса о высшем образовании для айтишника
На какую конкретно специальность идти?
Почему после ВУЗа нигде не берут на работу??
Стоило ли вообще идти в ВУЗ???
Шесть советов, они универсальные, не только для информационных технологий:
- Выбирай ту специальность, где есть дисциплины в интересной тебе области
- Если тебе трудно учиться — не учись, а иди работать
- Заранее запланируй, на какой вакансии ты мог бы работать по окончании обучения
- Ориентируйся на самую сложную из интересующих тебя вакансий
- Учись зарабатывать своими навыками
- ВУЗ выполняет свою роль, хотя и не очень эффективно, но иного способа получить фундаментальные знания пока не знаю
Я не люблю делиться советами, потому что к каждому нужен индивидуальный подход. Поэтому я перечислил советы тут, а ты теперь можешь определить, о чём оставшаяся часть статьи. Подобный способ подачи материала называется «Перевёрнутая пирамида». Сверху причина и выводы. Ниже умозаключения и детали. Если интересно — читай дальше. Если не согласен со мной — поделись своим мнением в комментариях.
Я закончил Новосибирский Государственный Технический Университет. Когда я поступал, у меня была серебряная медаль, это сейчас как 100 баллов на всех ЕГЭ. Это позволяло выбрать вообще любую специальность и тогда на всех специальностях были бюджетные места. Как говорится — были открыты все двери. Я мог пойти на факультет прикладной математики и информатики, на факультет бизнеса, на факультет автоматики и вычислительной техники. Все они давали возможность получить специальность по направлениям, которые мне были интересны: математика, экономика и программирование.
В тот год я был под впечатлением от SkyNet в «Терминаторах» и выбрал ту специальность, которая, как мне казалось, было связана с созданием больших компьютерных систем — «Вычислительные комплексы, системы и сети». Выбор хороший, нисколько не жалею. По окончанию ВУЗа я хотел работать в банке, потому что в банке работали моя мама и сестра. Как бы династия. У меня был интерес и перспектива трудоустройства. Далее это упоминается.
Но сейчас у меня другой взгляд на мир. На него повлияло то, что теперь я часто общаюсь с школьниками и молодыми программистами. Я вижу их проблемы, так сказать, в массе. Проблемы, в целом, одинаковые. Я провёл около 30-40 собеседований с школьниками, будущими студентами. Я помогаю студентам, их меньше чем школьников. И ко мне обращаются те, кто пытается устроиться на работу — это самая большая группа, с которой я работаю по программам менторской поддержки и интенсивной стажировки по веб-технологиям.
Я надеюсь, что мой опыт поможет тебе найти ответы и определиться с выбором.
На какую конкретно специальность идти?
Я не могу помочь выбирать правильную специальность. Это всё личное, твоё.
В разных ВУЗах своя программа по одной и той же специальности, поэтому этот вопрос очень размыт. Для уточнения я могу посоветовать начать изучение вопроса с того, чтобы найти описания по каждой интересной тебе специальности на сайтах ВУЗов или в приёмных комиссиях. В этих кратких описаниях должны быть указаны срок обучения, формы выпуска (бакалавр, инженер, магистр), объекты профессиональной деятельности выпускника, список дисциплин, список навыков к моменту окончания. По каждой дисциплине можно получить специальные документы под названием «Учебные программы», в которых указано количество часов обучения по дисциплине и даже список тем. Это открытая информация, её должны предоставить абитуриентам.
Можно потратить довольно много времени на получение этой информации, но потом надо будет сравнить и выбрать. Какие критерии для сравнения я вижу?
- Личный интерес: склонности, интересные дисциплины, интересные навыки, интересные виды профессиональной деятельности, интересные объекты профессиональной деятельности. То, от чего «прёт». То, что «от души».
- Перспективность: что будет востребовано через 4-6 лет обучения?
- Простота трудоустройства: куда проще будет устроиться?
- Финансовый вопрос: где самое денежное место?
- Критерия для ленивых: где проще всего учиться?
Выбор по критерию «личный интерес»
Даже получив на руки пачку учебных программ по дисциплинам, сложно понять, что они дают.
Зачем программисту химия? Физика? Социология? Политология? История?
Почему высшая математика целых 4 семестра, а программирование только со второго года начинается? Почему на некоторых специальностях математики больше, чем программирования.
Что вообще такое «Схемотехника», «Моделирование», «Защита данных», «Математический анализ», «Вычислительные методы»?
«Теория формальных языков» — это про английский или китайский?
Почему «иностранный язык» только в первом году и в самом последнем у магистров, а у инженеров нет?
Учебный план собирают таким образом, что первые годы обучение больше похоже на школьный курс. На первых курсах, возможно, будет очень мало программирования. Политологию, социологию, философию, историю добавляют в план для расширения кругозора. А также политологи, социологи, философы и другие гуманитарии хотят заниматься, чем им нравится и получать за это зарплату.
Специализация начинается позже. Профессиональные («самые айтишные») дисциплины будут на последних курсах.
В плане может быть химия, физика твёрдого тела, электроника. Это всё как-то связано воедино, пронизано одной идеей непрерывного образования. Например, программирование основано на работе микропроцессоров, которые основаны на логической базе (нолики, единички, «и», «или», «не»), которые основаны на транзисторах, работа которых основана на физике твёрдого тела (полупроводники), которые представляют из себя кристаллы кремния, которые при работе греются и расширяются. Видно, что одна дисциплина перетекает в другую.
Схемотехника позволяет спроектировать электронные устройства «на бумажке», а моделирование — изучить их работу на компьютерной модели, без необходимости изготовлять реальное устройство.
Теория формальных языков научит писать свой язык программирования, интерпретаторы и компиляторы (о, вот почему столько много языков программирования!!!).
Управление сетями массового обслуживания основано на теории вероятностей и комбинаторике, математический анализ помогает решать типовые задачи выбора, математическая логика — это основа основ построения умозаключений, вычислительные методы позволяют решать интегралы без производных (о, и так тоже можно было!?). На тему «необходима ли математика программисту» есть статья на Habrahabr и много интересных комментариев.
Не могу сказать, что из этих дисциплин является общим, а что частным (что из чего следует), но вот это желание связать всё вместе прослеживается с первого до последнего курса, хотя я бы лично обрезал посередине и нафиг забыл про электронику с химией. С другой стороны, именно благодаря знаниям в электронике, физике твёрдого тела и химии я знаю, почему современные смартфоны и ноутбуки так быстро выходят из строя. И никогда не покупаю дорогие. Учись и тоже узнаешь.
Стало понятнее? Спроси в комментариях, если нужны более подробные ответы или объяснение о других дисциплинах.
Вот просмотрел ты учебные планы. Твой взгляд и ум в учебном плане зацепился за дисциплины, которые тебе интересны? Изучать их тебе будет интересно, хотя, может быть, непросто. Личный интерес — это отличный мотиватор, держись за него.
Что будет востребовано через 4-6 лет обучения?
Предсказывать не готов. Мои предположения основаны на том, что количество единиц вычислительной техники растёт, устройства становятся всё мощнее, постепенно автоматизируются разные области деятельности человека. Думаю, что когда-нибудь будут дворники с планшетами, на которых они будут выбирать очередное место для уборки. В голове крутятся фантазии, но давай будем более практичными. Предполагаю, что через 4-6 лет будут актуальны игровые технологии, мобильные технологии, программирование для финансового сектора, веб-разработка, передача данных и много других интересных задач. Можно посмотреть на интересные тебе вакансии сегодня. С определённой вероятностью они останутся и через 5 лет. Могут измениться, но смысл их останется тот же. Ежегодно можно просматривать вакансии, чтобы ориентироваться на актуальные.
Увидеть список вакансий и «ценники» — мало. Загляни в описания вакансий, так где указаны требования — это их соль, самая нужная тебе информация. Эти требования нужно выписать себе в личный план профессионального развития. За время обучения самостоятельно или при помощи преподавателей, или однокурсников, или родственников, или наставника, или во время мелкой студенческой подработки, или кратковременной стажировки, или ещё как-нибудь — практикуйся для закрепления этих навыков.
Опыт самостоятельного составления плана, поиска информации для получения недостающих знаний, самостоятельное «закрытие» пунктов требований — это ценность сама по себе. Если когда-нибудь вдруг придётся устраиваться по другой аналогичной вакансии, у которой есть ещё какие-то дополнительные требования, то этот навык самостоятельной практики поможет тебе достаточно быстро «перестроиться».
Из специальностей, которые бросились мне в глаза, я выделил «Программную инженерию»
Выделенный набор показывает, что по окончании обучения специалист будет не только программировать под чужую дудку, то и управлять разработкой. Весьма неплохо.
Тим-лидов у нас не учат, а они очень даже нужны. Обрати внимание на статью «К чему можно оказаться не готовым, став тим-лидом«. Специальности, связанные с проектированием и разработкой ПО, с организацией разработки ПО, с управлением, планированием — это востребованная специальность. Боюсь, у нас к такой специальности не готовят. Я вижу такой выход: чтобы получить навык управления командой, нужно к окончанию ВУЗа иметь собственноручно организованную веб-студию, в которой бы могли работать другие студенты «за опыт».
Один директор сказал: «Среди качеств менеджера по продажам мне важнее не его оценка по экономике, а то, что он в общежитии организовывал вечеринку со спиртным, которое было трудно пронести через проходную, и как-то договаривался с соседями по этажу, чтобы они не жаловались на шум». Ну, аналогичное сравнение и для руководителей группы разработки — если они организовали мини-веб-студию, нашли энтузиастов, собрали в команду и убедили работать «за хлеб и воду» — это хороший опыт управления. Это сложно, но не невозможно — сам посмотри, сколько существует веб-студий. Некоторые из них начинались с безымянной команды из двух человек.
Архитекторов программных продуктов тоже не учат на известных мне специальностях. В профессиональной деятельности этих специалистов будет важно, насколько хорошо они умеют выделять сущности, строить модели, закладывать в модели возможности роста, перестраивать модели под новые задачи. Чтобы такое уметь делать хорошо, надо несколько раз сделать нехорошо. А когда можно делать нехорошо без особого ущерба? Когда учишься! Поэтому найди время чтобы заняться учебными проектами.
Куда проще будет устроиться?
Тут мой совет противоположный. Ориентируйся на ту вакансию, на которую устроиться очень трудно.
Большой список требований? Закрывай каждый пункт постепенно.
Большая конкуренция? Получи опыт, отличающий тебя от большинства.
Все сложности этих вакансий — это только вопрос времени.
А на что же жить всё это время? Хороший вопрос. Заметь, что на любую сложную вакансию может найтись десяток значительно более простых. Они помогают получить опыт, нужный для вакансии твоей мечты. На одной работе английский освоил, в другой — в команде поработал, на третьей — научился составлять техническое задание, на четвёртой — познакомился с маркетингом. Пусть твоя идеальная вакансия пока побудет на горизонте. Постепенно доберёшься. А может быть даже не постепенно, а огромными скачками прибежишь.
Проще всего устроиться куда-нибудь по знакомству. В качестве первого опыта этого будет достаточно.
Если ты собираешься подрабатывать во время учёбы, ни в коем случае нельзя идти работать не по специальности. Иногда это приносит чуть больше денег, но у таких подработок нет перспектив. Никаких МакДаков, уборки территории, никаких няней, даже для родственников. Они взрывают тебе мост на ту сторону, где интересная работа.
Где самое денежное место?
Самое денежное место в финансовом секторе. В области нейронных сетей, машинного обучения, анализа и предсказания на рынках. Я не только про то, где крутится больше денег, но и про личную выгоду.
«Квонты (от “quantitative analyst” — аналитики, занимающиеся алгоритмизацией торговли на бирже, моделированием рисков … ) с Уолл-стрит … : они используют компьютеры и знание математики, чтобы принимать решения более эффективно, чем группа людей без такой поддержи, и в результате их компании зарабатывают миллионы долларов. Бонусы успешного квонта в хороший год превышают заработок многих талантливых программистов за десяток лет.»
А вообще деньги там, где согласно экономике, встречаются три понятия: у людей есть потребность (нужна программа) && ты умеешь её реализовать (умеешь писать программы) && за это люди готовы отдавать деньги. Надо искать больше людей, масштабировать производство и искать идеальную цену. Этому, в частности, учат на специальностях, связанных с экономикой и маркетингом. Маркетинг — вообще отличная наука, позволяет продавать не только товары и услуги, но и самого себя, что, конечно, звучит странно. Именно продажей себя обычно занимаются фрилансеры. Если грубо, то они продают себя как устройство для решения проблем. Ты сможешь хорошо устроиться, когда научишься применить свои навыки для решения проблем потребителей.
Где проще учиться?
Это критерий выбора специальности, который я не люблю.
Проще не учиться. Честно. Это не сарказм. Я не шучу.
Если ты ищешь учёбу попроще, значит учиться ты не любишь, но это единственное, что делают в учебных заведениях. Зачем же 5-6 лет заниматься тем, что не нравится? Зачем издеваться над собой?
Вот есть люди, про которых уважительно говорят «ума палата» или «ходячая библиотека». Но также уважительно говорят и про тех, у кого «дело в руках спорится», «золотые руки». Мастер, эксперт — это не только тот, кто много знает, но и тот, кто много умеет. Поэтому моё предложение: вместо нелюбимой учёбы устройся на любимую работу. Займись тем, что тебе нравится. Начни с азов, постепенно доведи до мастерства и будь экспертом-практиком в своей области.
Посмотри ниже на пункт «Почему после ВУЗа нигде не берут на работу??». Выпускники учебных заведений, просидев 4-6 лет в аудиториях и лабораториях, уступают другим именно по практическим навыкам.
Этот пункт не подходит тем, кто хочет перейти к работе по специальностям, для которых нужна серьёзная теоретическая подготовка. Например, архитектором так работать не получится. Или лингвистом. Или врачом. Или разработчиком финансовых программных систем.
Итоги
- Выбирай ту специальность, где есть дисциплины в интересной тебе области
- Заранее запланируй, где ты мог бы работать. Используй список требований к интересующей тебя вакансии, чтобы постепенно получить нужные навыки. Во время учёбы не работай не по специальности.
- Стремись устроиться на самую сложную из интересующих тебя вакансий. Можешь работать на более простых, если в итоге они дают возможность получить навыки, нужные для более сложной.
- Выбирай специальность, которая с твоей точки зрения, позволит обеспечить себя финансово. Идеальный вариант — если одновременно будет и интересно, и прибыльно.
- Если нет желания учиться, а есть желание работать, то можно сразу устроиться на работу и перейти к практике.
Ещё хотел бы заменить, что тебя никто не привязывает к одной специальности и к одной вакансии. Мы не становимся раз и навсегда разработчиками одностраничных веб-сайтов на PHP. На работе ты будешь осваивать новые языки и технологии, это неизбежно. А если ты работу поменяешь, то каждая новая работа будет уникальна по составу своих технологий. Всегда осматривайся по сторонам, приглядывайся к другим специальностям, к другим профессиям. Возможно, там есть работа по всем критериям устраивающая тебя больше чем текущая.
Почему после ВУЗа нигде не берут на работу??
Ты изучил много дисциплин и, возможно, получил красный диплом. Ты рад. Ты горд. Ты готов стать программистом и делать … эээ что именно? Что ты умеешь делать?
Если ты уже пробовал устроиться на работу и не прошёл собеседование, то результаты нерадостные: ты не готов к работе, потому что, возможно, не умеешь решать практические задачи (обязательно уточни, почему именно тебя не взяли). Среди кандидатов на те же вакансии, уверен, будут претенденты с опытом. Чтобы сравняться с ними, тебе тоже надо получить опыт.
Откуда этот опыт у них взялся, если они учились именно в то же время, что и ты? Они практиковались самостоятельно во время учёбы. Для себя, для друзей, для знакомых, для случайных заказчиков делали какие-то работы, связанные со специальностью. Первые работы бесплатно, в виде экспериментов «для души», затем в виде стажировки, потом по совместительству с учёбой, а может даже как штатные сотрудники. По секрету: в штатные сотрудники попасть проще, если выполняется условие «Выбирай ту специальность, где есть дисциплины в интересной тебе области«. Искренний интерес заметен сразу.
На освоение базовых навыков по веб-разработке требуется не менее 3х месяцев, затем интенсивное освоение верстки и веб-разработки. Раньше технологий было меньше, а сейчас для получения позиции Junior Developer требуется значительный объём навыков, который можно получить приблизительно за год-полтора регулярной практики.
Часто спрашивают, как же это так — «работать за бесплатно»? Да, это бремя современности. Технологий очень много, изучать их долго. Работодатели не хотят платить новичку за то, что он в общем то ничего ценного пока делать не может. Ну если только это не семейный бизнес какой-нибудь. Раньше студентов принудительно посылали на практику, а вынужденные работодатели терпели и даже платили какую-то зарплату. Без практики студент не получал диплом. За отказ брать студента на практику работодателя штрафовали. Сейчас работодатели этого делать не хотят, потому что не обязаны и у них есть выбор на рынке труда. Поэтому тебе придётся сжать зубы и около полугода поработать бесплатно или за копейки. Смотри выше про «Стремись устроиться на самую сложную из интересующих тебя вакансий. Можешь работать на более простых, если в итоге они дают возможность получить навыки, нужные для более сложной.»
Немного ссылок на уже найденные ответы:
- Что значит быть junior-разработчиком
- Как получить реальный опыт разработки без устройства в штат?
- Где можно почитать теорию по ерверной разработке для «чайников»?
- Какие задачи нужно уметь выполнять на JS начинающему?
- Дизайнер, моделлер. Существуют ли вакансии с обучением?
Практика пойдёт быстрее при помощи наставника или ментора
- Они есть у каждого профессионала
- Как найти и убедить разработчика-джедая стать для тебя ментором?
- Как найти ментора/наставника по фронтенду на удаленной основе?
- Наставник или я сам?
Азы специальности можно и нужно выучить самостоятельно или в ВУЗе или на специальных курсах — это критерий на способность входа в любую профессию. После этого уже можно делать хоть что-то полезное, и наставник примет как коллегу по цеху, а не как обузу. Наставник позволить встретиться с реальными задачами, меньше путаться, лучше усваивать технические знания, сэкономить время на разборе технологий и решениях. С хорошим наставником работать интересно и просто. Иногда наставник может и в трудоустройстве пособить, например натаскает на прохождение собеседования или поможет резюме составить.
Но если в твоей идеальной вакансии стоит требование «X лет практики на реальных или учебных проектах«, ментор не сильно поможет, потому что это про X лет личной практики на проектах. Наставник показывает двери, а не открывает их. Подсвечивает путь, а не везёт на тележке.
Факты из жизни
Я был фанат компьютеров и программирования. Выбрал специальность, на которой изучалось проектирование компьютеров и программного обеспечения — то есть исходя из своих интересов.
У меня был план после окончания учёбы устроиться в банк, по знакомству. Директор банка пообещал взять меня на работу, если закончу ВУЗ хорошо. Через три года его сменили, наша договоренность аннулировалась. Мне в голову не пришло узнать, что вообще требуется для того, чтобы работать программистом в банке — может быть сейчас я работал бы в одном из них.
Знаю одну студентку по специальности «Безопасность систем данных», которая работает менеджером в фитнесс-клубе сестры. Её подработка никак с связан с её специальностью. Это печально.
Знаю много выпускников ВУЗов, которые после окончания не устроились на работу по специальности. Говорят, что это больше половины выпускников. Это следствие из предыдущего факта и это очень печально.
Сам потратил полгода на работу дизайнером в полиграфии. Работал курьером. В местной телестудии занимался нелинейным монтажом. Занимался 3D анимацией. Преподавал компьютерную графику c 3D Studio Max и Photoshop, пакет Microsoft Office. Не имел чётко выраженной цели и просто искал, куда бы приложить знания и мою любовь к компьютерам. Хорошо, что позже я устроился работать веб-мастером при кафедре моего университета. 1.5 года практики веб-программирования дали мне первую работу, я фактически её и не искал. А некоторые мои однокурсники к окончанию ВУЗа уже имели опыт работы в веб студиях, в том числе с иностранными заказчиками. Некоторые даже были в зарубежных командировках. Думаю, для меня и для них всё сложилось удачно.
Имею опыт разработки биллинговой системы на Cache Object Sctipt — больше ни разу не пригодился. Опыт настройки программных АТС Essentra Bax — не помню уже ничего. Опыт разработки приложений C# и сайтов на ASP.Net — очень давно и уже неактуально. Опыт разработки соц сетей. Опыт создания сети CDN передачи видео-контента на базе протокола BitTorrent. Опыт создания сложной модульной системы учёта энергоэффективности. Сейчас, в проекте Icons8, познакомился с особенностями обработки векторных изображения в формате SVG. Это не ради похвастаться, а чтобы показать: ты не будешь привязан к одной специализации, к одной вакансии, к одной компании. Специализация сменится, знания будут расширены, ты получишь новые навыки.
Ежедневно занимаюсь простыми, ненаучными задачами, для которых не нужны знания, полученные в ВУЗе. Но иногда они всё же нужны. А может быть я уже привык к ним и не замечаю, что именно было получено в ВУЗе, а что на практике.
У меня был курсант 45 лет, бывший управленец. По ему одному известной причине он хотел стать веб-разработчиком, а в его портфолио по веб-разработке были только несколько изученных тем на Htmlacademy. Мне было трудно убедить его, что не существует организаций, которые возьмут в обучение настолько взрослого и одновременно неопытного веб-разработчика, даже если подписать юридически недействительный документ «о добровольном рабстве», по которому новичок обещает 5 лет отработать на компанию, которая ему обучила.
Я слишком поздно узнал про такие вещи, как Getting Things Done, Time Management, Soft Skills, определение целей, прокрастинацию и мотивацию — эти знания помогли бы. Но узнал и быстро освоил, а теперь делюсь с другими.
Стоило ли вообще идти в ВУЗ???
Спасибо, что докрутил до этого места.
Тебе возможно попадался на глаза цикл статей сервиса JavaRush. Примеры:
10 мифов современного образования
Зачем же люди идут в вузы?
Пирамида знаний и навыков для профессиональной самореализации
Автор этих статей — отменный циник. Его мнение, кратко:
- В ВУЗе не помогают выбрать профессию
- ВУЗ даёт только знания, но не дает базовые профессиональные навыки
- ВУЗ учит недостаточно интенсивно, слишком медленно
- ВУЗ не учит учиться
- В ВУЗе не учат составлять резюме
- В ВУЗе не проводят практикум по прохождению собеседований
Мой ответ такой: ВУЗ в целом и преподаватели в частности — хотят они ли не хотят, могут или не могут — да, они не учат профессии, и не учат учиться, и не заботятся о трудоустройстве. Такая ситуация не только в России.
Высшие учебные заведения готовят учёных. Это мы сами придумали, что всем поголовно надо высшее образование, даже продавцам на кассе в супермаркете. Нет, на самом деле не надо. Просто они не смогли устроиться по специальности или работа по специальности была им не интересна.
Я знаю очные ВУЗы, где обучение проводится очень интенсивно: одна дисциплина за 2-3 недели, потом другая, по 6-8 часов ежедневно. В конце этого спринта — экзамен. Знали бы вы, как у студентов проходят ночи — они и спать почти не ложатся, стараясь успеть сделать «домашку». Это очень напряжённый режим обучения. Устают и студенты, и преподаватели. Я не в курсе, остаётся ли у них время на отдых. Иначе перенапряжённый мозг может дать сбои: усталость, потеря концентрации, депрессии, неврозы.
Лично мне нравилось учиться. В ВУЗе отличная базовая подготовка. Материалы выдавались достаточно интенсивно, чтобы ничего не забывать, и было достаточно свободного времени, чтобы параллельно работать. У меня были «Теория формальных языков», «Схемотехника», «Моделирование цифровых устройств», «Численные методы», «Теория массового обслуживания», «Параллельные вычисления», «Теория вероятностей», «Математический анализ» — все эти дисциплины были очень интересными. Часть из них пригодилась. Часть, возможно, ещё пригодится.
В ВУЗе была моя практика работы преподавателем и программистом. Это позволило мне устроиться на первую работу.
В ВУЗе были друзья-студенты, с которыми мы общались на компьютерные и не компьютерные темы. Были вечеринки. Я познакомился с моей будущей женой, а к моменту окончания учёбы у нас родилась дочь.
Я хорошего мнения о том, что дал мне университет. Помню наставление декана факультета, произнесённую на вручении дипломов: «Не останавливайтесь в развитии, молодёжь наступает вам на пятки». А также девиз университета: «Docendo Discimus» (лат. «Обучая других, я обучаюсь сам»). Тщательно следую им.
Сейчас я знаю, как компенсировать указанные выше пробелы в твоих навыках:
- Надеюсь, этой статьёй я уже помог выбрать будущую профессию. Возможно, мне надо будет написать ещё одну статью о профориентации для тех, кто не может самостоятельно выбрать, какая специальность ему нравится.
- Я объяснил, как самостоятельно получить базовые профессиональные навыки. Если не понятно или нужна помощь — обращайся
- Я знаю несколько методик, позволяющих учиться супер-эффективно — это техника быстрого чтения, техника концентрации, управление временем, планирование, само-организация, мотивация и работа с целями
- Проекты Diglot, web-mastery-gauge уже помогли ребятам получить ценные навыки: проектирование и разработка веб-проекта в удалённой команде; при необходимости я могу организовать такие группы по другим языкам и технологиям
- мой способ изучения английского, делюсь советами и техникой
- я изучаю новые технологии методом погружения и учу этому других
- Я учу составлять резюме, портфолио и проходить собеседования
Я не одинок в своих стараниях компенсировать некоторые недостатки нашей системы высшего образования. Есть кадровые агенства и специальные сервисы, помогающие составлять резюме, портфолио, искать вакансии, проходить собеседования. Желающие получить — получат. Я желаю и тебе получить своё место, свою работу мечты.